Средневековая астрология

Средневековая арабская астрология

К началу VI столетия хранителями астрологических традиций стали иудеи и арабы. Стимулом к занятиям астрологией для иудеев явились каббалистические теории в Талмуде, а также книги типа «Сефер Иецира» («Книга творения»), содержащие основные правила предсказания будущего. 
В арабском мире халиф Аль-Мансур и, в особенности, его сын Гарун аль-Рашид, всемерно покровительствуя наукам и искусству, призвали в Багдад иудейских ученых для занятий математикой и астрономией. Рассматривая астрологию в качестве обязательного прикладного комплекса астрономии, все арабские и иудейские астрономы, известные в восточном халифате, одновременно были также астрологами. Из них заслуживают упоминания Саль бен Бишр-аль-Мэль (около 820 года), Раббан-аль-Таббан (IV век) и Массах Аллах Альбатегниус (IX век).

Прямая наследница греко-романской цивилизации, астрология получила развитие в арабских странах и там, где был распространен ислам. В середине IX века Аль-Кинди перевел на арабский более 200 трактатов, среди которых - множество абстрактных исследовании, касавшихся влияния звезд. Это воздействие небесных тел вписывалось во взгляды на Вселенную, где движение звезд выступало как свидетельство мировой гармонии. Аль-Кинди был первым, кто сформулировал теорию соединений (конъюнкции), систематизированную впоследствии его учеником Альбумазаром. 

Достижения арабской астрологии вызвали заметный отголосок в Европе, попав туда через Испанию, а также будучи завезенными некоторыми средневековыми философами. Одним из самых известных был Герберт Лионский, который в 999 году под именем Сильвестра II стал папой. Множество легенд было связано с именем этого загадочного человека, который, несомненно, был одним из самых образованных людей своего времени и который, по всей видимости, впитал основы культуры ислама.
Сочинения многих античных авторов, в частности Платона и Аристотеля, а также теория сфер Птолемея, переводились сперва на арабский язык, а затем уже на латынь. И часто именно через посредство арабских философов Запад вновь открывал сокровища древнегреческой культуры.
По мнению Аль-Фараби, астрология содержит восемь разделов:

В 827 году под покровительством Алмеймона был переведен на арабский язык трактат Птолемея Megale Syntaxis. В Багдаде при халифе Гаруне-аль-Рашиде жил известный арабский астролог Альбумазар, чьи книги свидетельствуют о влиянии египетской и греческой астрологических традиций. Альбумазар пробовал решить вопрос, поставленный неоплатониками: о взаимодействии между свободой воли и предопределенностью в человеческой судьбе. Захват Испании сделал ее центром мусульманской культуры, и древние знания астрологии в Х веке опять вернулись в Европу, сопровождаемые арабской математикой, античной философией и медициной. Расчеты и таблицы Птолемея были уточнены. 

В древнем Вавилоне знамения использовались для предсказания течения заболевания. Наукой, наиболее близко примыкавшей к астрологии в средние века, была медицина, вызывавшая даже больший интерес, чем алхимия. Все медицинские светила средних веков и эпохи Возрождения без исключения признавали то, что изучение астрологии необходимо для того, чтобы заниматься медициной. Как сказал один из них: «Все вещи здесь, внизу, воздух, вода, соединения, болезнь и прочее претерпевают изменения в соответствии с движениями планет». Со времен эры классицизма, когда были заложены основы Гиппократом и Галеном, принципы медицинской астрологии почти не изменились. Сначала четыре элемента, или качества, проявляют себя в человеческом теле, как четыре «сока», а именно, кровь, черная желчь, флегма и желтая желчь. Эти «соки», в свою очередь, ответственны за четыре темперамента — сангвинический, меланхолический, флегматический и холерический. Каждый индивидуум сочетает в себе эти четыре темперамента, но, когда их баланс нарушен, возникает заболевание. Единственной и величайшей причиной нарушения данного равновесия является движение планет, чьей физической природе присущи эти качества. Доминирование такой горячей планеты, как Юпитер, или прохладной, как Сатурн, возбуждает «приливы» и «отливы» соответствующего «сока» в теле человека. Итак, обычно качества планет сопоставлялись с «соками» таким образом:

Солнце — Горячее и Сухое — Холерический 
Марс — Горячий и Сухой — Холерический 
Юпитер — Горячий и Влажный — Сангвинический 
Сатурн — Холодный и Сухой — Меланхолический 
Луна — Холодный и Влажный — Флегматический 
Венера — Холодный и Влажный — Флегматический 
Меркурий — Изменчивый —Изменчивый 

Второй великий принцип диагностики и лечения заключался в том, что все части человеческого тела считались подчиняющимися особому влиянию одного из Знаков Зодиака, от головы, соответствующей Овну, до стоп, соответствующих Рыбам. Эта схема была получена путем наложения изображения фигуры человека на круг Зодиака. Она явилась самым впечатляющим наглядным примером соотношений между человеком и Космосом. Таким образом, врач должен был сначала исследовать гороскоп пациента, для того, чтобы выяснить, каков его темперамент, затем определить время начала болезни и подходящий момент для лечения. Этот вид медицины в значительной степени базировался на теории критических моментов, когда болезнь может либо окончиться смертью, либо исчезнуть.

В 1184 г. имела место большая конъюнкция планет, не вызвавшая катастрофических результатов. Тем не менее, на полтора столетия позже такая же конъюнкция Сатурна, Юпитера и Марса в Водолее была соотнесена современниками этого явления с действительно катастрофическим событием. В 1347 г. Черная Смерть — бубонная чума — появилась с запада и прошла по Европе, уничтожив примерно одну треть всего населения за два года. Как врачи, так и ученые рассуждали о возможной причине этой катастрофы. Медицинский факультет Парижского Университета, уполномоченный высказаться об этом кризисе, приписал его «испорченному воздуху», причиной чего явилась конъюнкция. Джон Ашендон, астролог, практиковавший в то время в Оксфорде, специально изучил теорию конъюнкций, обратив внимание на следующую, долженствующую произойти в 1365, когда планеты Юпитер и Сатурн переместятся из «троицы» воздуха в таковую же воды в знаке Скорпиона. Он посчитал, что конъюнкция предвещает великие религиозные события, возможно, уничтожение Сарацинов, которым наследует новая секта, такая же ложная и жестокая. Данная идея о том, что Исламская вера стоит перед лицом катастрофы, была широко распространена в то время. Ее источником было предсказание Абу-Машара о том, что Ислам будет жить 693 года. 


То, что произошло в 1441 г. показало, что астрология перестала быть объектом, интересующим только интеллектуальную элиту. Она стала интересовать не только ученых, став могущественной силой в политической и общественной жизни пятнадцатого столетия. Здесь видна параллель с позицией астрологии в Риме во времена правления Тиберия. Как Монархи, так и их враги могли пользоваться услугами астрологов, которые, в собственных интересах, сообщали своим патронам то, что те желали услышать. В особенности это касалось ключевого момента — времени смерти правителя. Во времена истории с Кобхэм астрология уже не была просто интеллектуальным занятием, но играла роль «Королевского Искусства». Это была та же роль, что и в Вавилоне, Риме и Исламском мире, ее последствия были устрашающими, как для политики, так и для людей. Астрология стала более широко применима в обществе, хотя все еще не могла называться популярным искусством. Ее обещанная способность предсказывать будущее привлекла тех, кто жаждал власти того, или иного рода.

В средние века только тем, кто стремился к власти, необходимо было знать будущее.

Что могло дать знание будущего обычному человеку, чья жизнь была ограниченной, неизменной и монотонной? Король, напротив, не мог позволить себе игнорировать предсказания, он должен был проявлять мудрость, развивая различные искусства гадания, как вершитель судеб. Одной из тем, оставивших след в средневековой литературе, была астрология, как Королевское Искусство. Например, Джоффрэ из Монмауса описывает двор Короля Артура, при котором состояло двести философов «обученных астрономии и другим искусствам, наблюдавших за движениями звезд и сообщавшим, благодаря точным вычислениям, Королю Артуру о наступлении каждого важного события». Существует предположение о том, что это описание основано на слухах о Мусульманском дворе в Толедо, принесенных на Запад Христианскими учеными, изучавшими Исламскую науку в Испании.

Квалификационный Сертификат на каждом этапе обучения!

Viber-WhatsApp: +79063446795

Viber-WhatsApp: +79033351114

+7 903 335 11 14  (режим работы: пн - пт; 11.00 - 19.00)

Заявка на обучение (анкета студента) - http://astromistik.ru/obuchenie/zayavka-na-obuchenie.htm 



Задать вопрос »

Школа астрологии Астромистик